История "Белого лебедя", как называет народ тюрьму, которая уже двести лет располагается в центре Астрахани, все-таки не заканчивается. На днях прозвучала информация, что следственный изолятор № 1 могут расформировать, а арестантов переведут в новое здание с более комфортными условиями. Однако это оказалось не совсем так. СИЗО № 1 продолжит функционировать в прежнем качестве, но будет существенно разгружено.
Новый корпус в Нариманове
О том, что "Белый лебедь" год от года ветшает, а к условиям содержания в силу изношенности всего комплекса, который к тому же является памятником архитектуры, есть нарекания, говорилось давно. Теперь, отмечают в региональном управлении ФСИН, появилась реальная возможность начать строительство нового режимного корпуса на территории следственного изолятора № 2 в Нариманове. Это позволит перевести туда часть подследственных.
В СИЗО № 1 на сегодня содержатся порядка 560 человек. Это как жители региона, так и иногородние, которые подозреваются в совершении преступления на территории нашей области.
Начнут строить в 2019 году
Алексей Ваганов, начальник УФСИН России по Астраханской области:
– Строительство нового корпуса стало возможным благодаря федеральной целевой программе развития уголовно-исправительной системы на 2018-2026 годы, в которую вошло и региональное управление. Этот объект рассчитан на 250 мест. Уже есть проект строительства, согласованы и необходимые документы. В 2019 году будут проведены аукционы, и режимный объект начнут возводить.
В то же время ведомство продолжит ремонт в исправительных учреждениях, расположенных в Астраханской области. В ближайшее время запланированы работы на объектах медицинского назначения, главным образом в областной больнице при исправительной колонии № 2. Намечен и капитальный ремонт в комнатах длительных свиданий ИК
№ 10, штрафном изоляторе ИК № 2, общежитии для осужденных ИК № 6, что скажется на качестве содержания осужденных, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, их социальной реабилитации.
Клубные дни для арестантов
Радмила Таркова, кандидат исторических наук:
– Астраханский "Белый лебедь" действительно имеет интереснейшую историю. Известно, что до 20-х годов 19 века в Астрахани не было специально отстроенного здания тюрьмы. Арестанты содержались в упраздненном Троицком монастыре на территории кремля. После того, как здание монастыря передали Астраханскому кафедральному собору, так как монастырские помещения не были приспособлены под острожные цели, решили строить тюрьму. Возводилась она около трех лет, отделочные работы завершили к ноябрю 1824 года. А над входом в здание до сих пор выбита дата "1822". Внутри главного корпуса построили и домовую церковь во имя Покрова Богородицы.
(Храм, конечно, не уцелел, но сегодня на территории "Белого лебедя" есть молельные комнаты для православных и мусульман – прим. ред.)
Свои функции тюрьма сохранила и после Октябрьской революции 1917 года. Губернскую тюрьму переименовали в исправительно-трудовой дом № 1. Там располагались школа, читальня, лавка, клуб, различные мастерские, в том числе и конюшня. Арестантам дозволялось два раза в неделю ходить в клуб, но за собственные деньги. Статус СИЗО № 1 тюрьма получила в 1964 году.
Трюк с подменой
Иногда нашу тюрьму называют "Бастилией" за схожесть с французской крепостью и мощными башнями. Считалось, что совершить побег из нее невозможно. Однако в середине "нулевых" один заключенный попытался выйти из стен тюрьмы. Он выдал себя за сокамерника, который должен был освободиться. Сыграло на руку внешнее сходство заключенных. Преступник прошел через все посты охраны и вышел на волю. Трюк с подменой обнаружили в тот же день, а самого беглеца задержали по горячим следам.
А вот "Белым лебедем" в стране называется с пяток тюрем. Самая знаменитая – колония особого режима для пожизненно осужденных в Соликамске Пермского края. Такие названия тюрьмы получают за белый цвет, которым выкрашены спецзаведения. А соликамская – за особую походку содержащихся там заключенных – под углом в 90 градусов. Во всяком случае, так говорят бывалые.
Крики под окнами
Расположенная в центре города, рядом с центральной площадью, тюрьма давно уже вызывает нарекания со стороны жителей ближайших домов. Люди жалуются на постоянные крики и шум во дворах – так содержащиеся под стражей и их родные общаются между собой. Иногда близкие арестантов пытаются проникнуть и на верхние этажи жилых домов – тоже для переговоров, так как тюремные окна оказываются на одном уровне с пролетами в подъездах.
От тяжести помёта
Редко, но случалось, что заключенные, не согласные с плохими условиями содержания, шли на бунты. Одна из массовых голодовок, попавшая в центральные СМИ, была осенью 2002 года. Тогда в ней приняли участие около 300 человек. Минюст назвал акцию незаконной попыткой оказать давление на руководство астраханского изолятора. Администрация СИЗО признавала, что в здании уже полвека не было ремонта, а зимой того же года в некоторых камерах обрушился потолок, который не выдержал тяжести 200 тонн птичьего помета, скопившегося за двухвековую историю изолятора, отмечала, в частности, газета "Коммерсантъ".