Новости / «Страдают обычные работяги»: астраханцам приходится платить 50 тысяч чтобы забрать свой грузовой авто со спецстоянки23.10.2025 14:30
Несколько месяцев назад на объездных трассах Астраханской области начал работу специальный батальон ГИБДД, сотрудники которого останавливают водителей большегрузов и проводят технический осмотр их транспорта. При выявлении неисправностей автомобили эвакуируют на штрафстоянку с помощью специального грузового эвакуатора. Если штрафы за технические нарушения обычно не вызывают споров у владельцев грузовиков, то суммы, выставляемые за услуги эвакуации, стали настоящим поводом для возмущения среди водителей. С начала лета экипажи ГИБДД дежурят на ключевых магистралях на въездах в город Астрахань. Проверке подлежит исключительно грузовой транспорт - от фур до ассенизаторских машин. Такие экипажи ДПС можно ежедневно увидеть у Тинаки-2, на Николаевском шоссе, в Красных Баррикадах, на улице Рождественского и в районе Трех Протоков. Инспекторы тщательно осматривают каждое транспортное средство, проверяют все: от люфта руля и наличия утечек масла до исправности тормозов и соответствия водительских категорий. Иногда на подобных рейдах присутствует даже руководство областного управления ГАИ. При выявлении неисправностей машины направляют на спецстоянку АПАП-3, расположенную в Трусовском районе. Сам факт усиленных проверок и применения штрафов вопросов не вызывает - закон обязывает владельцев грузовиков следить за техническим состоянием своих машин. Однако недоумение у водителей вызывает другое - запредельно высокая стоимость услуг спецэвакуаторов. Ведь чтобы забрать свою машину со спецстоянки, нужно заплатить около 50 тысяч рублей. Кроме того, по нашей информации, подобные рейды происходят исключительно на территории Астраханской области, а в других регионах ничего подобного нет. Из-за чего многие водители фур, автовозов и грузовых авто стали отказываться от поездок в наш регион, а те, кто по незнанию отправился в рейс через Астрахань, крупно «попали». «Эти рейды начали свою работу исключительно у нас в Астраханской области. И многие водители из других городов и стран уже попадали в эту "западню". Представьте, оказавшись в чужом городе, а порой и в чужой стране, столкнуться с проблемой изъятия автомобиля - настоящая катастрофа. Так, несколько ребят из Казахстана и Узбекистана за неимением знакомых у нас в городе отдавали приличные суммы, чтобы уже наконец отправиться дальше по своему маршруту. Сейчас знающие дальнобойщики просто отказываются от рейсов в Астрахань или через Астраханскую область. Инициатива, может быть, и хорошая, но вот исполнение оставляет желать лучшего, ведь страдают обычные работяги», - рассказал нашей редакции один из владельцев спецтранспорта Анатолий Б. Причем сумма в размере 50 тысяч рублей взимается не за саму эвакуацию автомобиля с места остановки сотрудниками ДПС, а именно за возврат транспортного средства со специализированной стоянки владельцу. Водителю предлагаются два пути решения проблемы: либо самостоятельно отыскать знакомых, готовых организовать вывоз машины методом жесткой сцепки, либо повторно обратиться к услугам этого же эвакуатора для транспортировки автомобиля до ближайшего пункта ремонта, заплатив при этом те самые 50 тысяч рублей. Согласитесь, что далеко не каждый водитель сможет оперативно найти помощников, особенно когда ты абсолютно один в чужом городе. Однако многие не осведомлены о том, что вернуть свое транспортное средство возможно совершенно бесплатно, без внесения платы третьим лицам. О том, каким образом это осуществить, поведал собственник грузового автомобиля, лично оказавшийся в такой ситуации: В одно "прекрасное" утро мне позвонил мой водитель и сообщил, что его остановили сотрудники ГАИ и собираются эвакуировать авто из-за фитингов на воздушной системе, идущей на тормоза. Договориться с сотрудниками не вышло, хотя неисправность была из числа тех, что можно решить на месте в течение двух часов. Хотя они должны были дать мне время на устранение этой неисправности. В результате мой автомобиль, как и многие другие, эвакуировали на АПАП-3. По этому поводу отправился я на штрафстоянку. Там встретил парня, так понимаю, начальника стоянки, который также отвечал за организацию всего процесса. Он заявил мне следующее: "Выезд вашего автомобиля обойдется в 50 000 рублей. Заплатите указанную сумму, и мы вас выпустим". — Заключаете договор с нашей организацией, отправляетесь с ним в первый батальон, получаете специальное разрешение. Затем возвращаетесь обратно сюда с данным документом, и мы доставляем ваш автомобиль на ближайшую станцию техобслуживания. Меня подобное предложение совсем не устроило. Ведь почему я должен платить 50 тысяч непонятно за что? Решил поехать в указанный батальон. Там предъявили образец договора, однако тогда я не до конца понимал, как грамотно все провести. Тогда обратился за консультацией к своему знакомому юристу. После моего звонка он подробно объяснил ситуацию: «Нужно составить простой договор между физическими лицами. У вас имеется три КамАЗа, составьте аналогичный документ с вашим водителем, прописав условие, согласно которому он обязуется вывести вашу технику с территории штрафстоянки жесткой сцепкой и доставить ее до ближайшей станции технического обслуживания». Таким образом, составляется обыкновенный договор между физлицами. Договор составил, отправил фотографию документа юристу. Тот посмотрел и сказал: «Все правильно сделано, вас обязаны отпустить. Если возникнут трудности, звоните мне». Последующие мои действия выглядели следующим образом: направляюсь в первый батальон, предоставляю сотрудникам подготовленный договор. Однако они заявляют, что он недействителен, поскольку составлен между физическими лицами, а нужен аналогичного содержания контракт с юридическим лицом. Заранее вооружившись информацией от юриста, я указал им на соответствующие законодательные нормы, доказывающие обратное. Продемонстрировав нужные статьи, пояснил, что на основании закона вправе забрать свою собственность, основываясь исключительно на договоре с физическим лицом. Несмотря на это, сотрудники продолжали настаивать на отказе выдачи разрешения. Моя позиция звучала буквально так: «Сошлитесь на нормативный документ, на основании которого вы требуете предоставить договор с организацией которая осуществляла эвакуацию моего транспортного средства. Представитель «эвакуатора» требует подписать договор на своих условиях, с которыми я не согласен, так согласно Постановления Правительства № 437-II от 13.09.2022 установлены тарифы на перемещение и хранение транспортных средств. В законе нет обязанности оплачивать эвакуацию до получения разрешения, на это есть 60 дней, и есть 10 дней на обжалование эвакуации». И я потребовал оформить письменный отказ, подкрепляя свое требование угрозой привлечения сотрудников правоохранительных органов. Только после моей настойчивости работник ГИБДД, выразив недовольство моим знанием законов словами «раз уж теперь все такие грамотные пошли», согласился подписать разрешение на получение мной автомобиля со специальной стоянки. Вернувшись с разрешением назад на штрафстоянку, вновь столкнулся с начальником, который продолжал препятствовать возврату транспортного средства, мотивируя позицию тем, что представленного договора недостаточно, необходим аналогичный договор с индивидуальным предпринимателем. Повторяя угрозу вызвать полицию и попросить зафиксировать неправомерный отказ письменно, получил еще одно неожиданное предложение - сотрудник попросил передать ему лично 5 тысяч рублей, якобы за эвакуацию машины с места остановки сотрудниками ГИБДД до спецстоянки. Наконец, спустя очередную серию угроз привлечь внимание правоохранителей, автомобиль мне вернули», - поделился своим опытом Ринат Ю. Получается, что личный опыт Рината можно использовать как шпаргалку в помощь тем, кто столкнулся с подобным. Ведь, оказывается, все можно решить в правовом поле, сохранив приличную сумму денег. Кстати, герой нашей истории обратил внимание на еще одну «забавную» информацию: «Конкретно тот эвакуатор, который "забирал" мой автомобиль, - по документам идет "тягач", т.е. у него в документах нет отметки о том, что он переоборудован в эвакуатор. По идее, его самого нужно эвакуировать на ту же спецстоянку». Редакция Астрахань.ру предприняла попытки связаться с владельцами или кураторами этих эвакуаторов, но безуспешно. По телефонам, полученным от сотрудников штрафстоянки, общение оказалось невозможным: контактами не поделились и происходящее комментировать отказались. Между тем интерес представлял самый простой вопрос: на каком основании формируются расценки и какие правовые отношения связывают владельцев эвакуаторов с ГИБДД области.Ведь если речь идет о совместной работе с госструктурой, должна существовать прозрачная калькуляция - например, фиксированная ставка за километр или за время работы. Это важно для того, чтобы астраханцы понимали: все происходит в рамках закона, а стоимость услуг обоснована.Однако за четыре месяца регулярных рейдов никакой официальной информации по этому вопросу предоставлено не было. Мы надеемся, что после публикации этих вопросов владельцы эвакуаторов все же выйдут на связь и объяснят механизм формирования цен. Также хотелось бы получить официальные разъяснения о порядке проведения рейдов со стороны ГИБДД - чтобы у владельцев грузового транспорта больше не оставалось сомнений и вопросов.